Nov 30, 2014

Long walk

Do or Do not. There is no try.”
(Yoda)
 
 
Года 4 назад я начал
играть в теннис и понял, что спорт - это интересно. И главное, что я могу это. И не хуже многих. Хотя мои немногочисленные спортивные увлечения закончились гораздо раньше окончания школы. Пару десятилетий назад.
Года 2 назад я вдруг понял, что могу бегать. Пробежки по камням между пляжами инициировали эту истину.
Пару месяцев назад я вдруг понял, что могу плавать. Ребёнок меня выводит в бассейн уже несколько лет. Я когда отмазывался, когда ноутбук брал с собой, иногда плавал, но... засекал время... 7 минут. Стабильно. И я уже хочу выходить. А тут вдруг начал. Сразу рекорд установил, 400 метров. Потом 500, километр, полтора. Главное начать. Все наши беды от того, что не начинаем.
 
Впрочем, с бассейном я забегаю вперёд. Бег. Пробежки стали доходить до 7-8 км. И всё было бы хорошо. Но есть тут такое увлечение - бегать благотворительные марафоны. 42 км никто почти не бегает, но на полумарафоны желающих хватает. На работе это началось. Три человека из тех, кого я знаю, бегают периодически, включая CEO, главного директора то есть. И результаты у них были, несмотря на последние модели кроссовок с пальцами и компрессионные трусы и термо майки… так  себе. В районе 2 часов. Но все их весёлые старты начинались в Сиднее в 6 часов. Чтоб мне в них поучаствовать, нужно вообще не ложиться с ночи.
 
 
 
 
Но и в нашей деревне не без праздника. Уже четвёртый год вдоль берега озера Тагера бегают полумарафон и 10 км. Всего час дороги, начало в 7, и цена $50 вместо Сиднейских ста. Халява! Записался. Заранее, за 2 или 3 месяца.
 
Если честно, то пожалел, что так погорячился. Знал ведь, что лимит - 900 человек на каждый из двух забегов, а в прошлом году примерно по 800 участвовало. Можно было не спешить. Уже после регистрации умудрился повредить ноги. Одну повыше ступни, другую пониже колена. Не фатально, но не хотели заживать. Ладно, что поездка в Новую Зеландию случилась. С учётом сборов-разборов-завалов две недели без спортивных нагрузок.
Последнюю неделю не рисковал. Бегал каждый день лишь по несколько км, но с правильной техникой. Правильно, как я это понимаю, - с носка на пятку. Повышенная нагрузка на икры, больше вероятность мозолей, но зато тело пружинит, а не бьётся о дорогу.
 
Долго сказка сказывается, но настал день Х, а я не готов. Студенческая привычка. Вдруг понял, что уже 11, а вставать нужно в 4. Час на сборы, час на дорогу, час на разведку местности, получить номерок, кофе, туалет, разминку… Еле успел.
 
 
 
Вот и старт. Синяя полоса – это как электронная система дверей, считывает пропуска (номерки) участников.
Моя цель – финишировать. Цель максимум - преодолеть это всё со средней скоростью 12 км/ч. Это позволило бы уложить 20 км в 100 минут.
Мне на моих пробежках всегда трудно начинать. 10, 11, 12, а уже поздно, усреднить до 12 - нужно бежать гораздо быстрее. Но тут сразу взвинтили до 12.5. Адреналин, стадный инстинкт, разминка. У меня в руке телефон с gps, всё точно.
Первый километр – скорость 12.1. Моей  тактикой стало личерство, то есть быть пиявкой. Присасываться к людям и к цифрам скорости на навигаторе. Но тут столько людей, что я выбирал кого-то с хорошим ровным темпом и преследовал, пока навигатор не подсказывал, что человек выдыхается. И это помогало. Последующие километры стали заканчиваться около 12.3.
 
По 800 человек бежали 20 и 10 км. И давки не было. В сиднейских марафонах количество участников в несколько раз больше. Но там и дороги автомобильные, а не как здесь – пешеходные вдоль озера. Всё, видимо, рассчитано.
 
Километре на седьмом мне выпал джекпот. Я догнал женщину, бегущую примерно в моём темпе, очень стабильно, уверенно обходящую других. Одного за одним, одну за одной. Я бежал за ней до 16 километра, мы обогнали как минимум сотню человек. Она бежала, как машина. Я даже убрал телефон, не было смысла проверять скорость. 12.3 – 12.4. Она была в наушниках, на руке телефон, наверное, это был её способ следить за скоростью. Она обгоняет – я обгоняю, она пьёт – я пью, у неё нога чешется – у меня чешется, она батончик мюсли – я мюсли. Я даже решил, если она так до финиша дойдёт, не буду её пытаться обгонять. Место не имеет значения.
 
После 10 км началось неизведанное. Я никогда больше не бегал.
…А на 16-ом км опять раздавали воду. И она споткнулась. Не буквально, к счастью, а фигурально. Я почти налетел на неё со своим стаканчиком. Я надеялся, что она соберётся и догонит меня, но нет. Уверен, я теперь узнаю её из полторы тысячи человек, со спины.
Я не сбавил скорости. Даже обогнал перед самым финишем босоногого. Был один такой дитя природы. Босым – 21 км? Нужно быть уверенным в своих силах.
 
 
И финиш! 1:43. 144 место из 800 полумарафонцев. 150 человек не добежало. Можно ли было быстрее? Наверняка. Но в первом разе главное, чтоб был не последний.
Хотелось, конечно, сразу упасть, но даже 20 секунд остановки подобрать бутылку воды, и ноги сразу начало сводить. Почти час отшагивал.
  
Что было самое сложное? Марафонский километр. Не зря марафон 42+ км, а полу чуть более 21. Последний километр потребовал больше моральных сил, чем предыдущие 20.
Главное моё достижение, не считая участия, конечно, - график дистанция/время. Показывает, что я то ли халтурил, то ли мог бежать быстрее.
 
 
 
Недостатки организации? Были. Три насчитал. Во-первых, вода. На первых двух точках раздавали хорошую воду, а на остальных трёх – дрянь. То ли хуже водопроводной, то ли у них водопроводная такая. Пить было невозможно. Во-вторых, несмотря на электронные номерки, они не смогли померить точно время. Разница между моим телефоном и их временем 10 секунд. И телефону я поверю больше, негде ему обмануть. В-третьих, это 10-ти километровщики на той же трассе, стартующие на час позже. При одинаковой скорости мы финишируем примерно в одно время. Но они обычно медленнее, поэтому перед самым финишем пришлось обгонять десятки людей. На мой взгляд, их нужно было отправлять позже.
 
Ещё интересное? Многие выдыхались на полпути. Не рассчитали силы, очевидно. Одна женщина остановилась за 200 м до финиша. Наверняка, она потом дошла, но обидно. Не знаю почему, но я подумал, что проблемы со спиной.
Батончик мюсли после 10-15 км – это зло. Организм такие вещи уже не воспринимает. Бананы или сладкий напиток должны быть лучше.
Да, скорость больше 12 км/ч я выдержал, но в 100 минут не уложился. Почему? Это вопрос к математикам и людям широкой эрудиции.
Туалет – место встречи перед стартом. Очереди – как за колбасой в моё детство.
 
Может кому интересна статистика? Я люблю статистику. Среднее время – 2 часа. Лучшее – 1:12. Минут на 15 меньше мирового рекорда. 2 часа, в принципе, хорошее время. Можно начинать гордиться. 1:40 – это уже достижение. И вообще, 100 минут - круглая цифра. 1:30 – немногие любители разменивают это время. Лишь 10 женщин и 40 мужчин были быстрее в этот раз.
 
Может, слишком подробно пишу? Может быть. Но вы бы почитали Стивена Кинга “Долгая прогулка”. 400 страниц о том, как 100 подростков бегут пока не останется один. Медленнее 4 миль в час – предупреждение, четвёртое предупреждение – пуля в голову. Прочитал недавно. В качестве положительной мотивации.

Может, немного хвалюсь своим сто сорок четвёртым местом? Может. Но главная цель написания - это не мой результат, а показать, как это бывает, и, главное, что это доступно всем. Когда я почти через час, отшагав, вернулся к месту финиша, люди чествовали последних финиширующих. С тем же азартом. И финиширующие были тоже счастливы. Они мотивировали себя и других на спортивный/здоровый образ жизни.
 
The miracle isn't that I finished.
The miracle is that I had the courage to start.
(John Bingham)

No comments:

Post a Comment